Масла, предназначенные для смазывания поршневых двигателей
внутреннего сгорания, называются моторными.
Система смазки двигателя внутреннего сгорания — самая сложная из всех
объектов смазывания, а моторные масла — самые сложные по составу
и выполняемым функциям смазочные материалы. Многообразие типов,
конструкций двигателей и условий их работы предопределяет необходимость
применения для их смазывания моторных масел с существенно отличающимися
свойствами. В зависимости от назначения их подразделяют на масла для
дизельных двигателей, масла для бензиновых двигателей и универсальные
моторные масла для смазывания обоих типов. По температурным пределам
работоспособности моторные масла могут быть летними, зимними
и всесезонными.
Все современные моторные масла состоят из базовых масел и улучшающих
их свойства присадок. Базовыми маслами называют жидкие смазочные
материалы, к которым для получения товарных продуктов добавляют
присадки. Присадки — это вещества, усиливающие положительные природные
свойства базовых масел или придающие им необходимые новые свойства.
В производстве моторных масел используют базовые масла трех типов:
минеральные, получаемые в процессах переработки нефти;
синтетические, получаемые путем химических реакций, направленных на
образование однотипных молекул органических веществ с желательными
свойствами;
полусинтетические, состоящие из смесей минеральных и синтетических базовых масел.
Минеральные базовые масла — это смеси очень большого числа
разнородных углеводородов: нормальных и изо-парафинов,
нафтено-парафинов, конденсированных нафтеноароматических и ароматических
структур с боковыми цепями. Состав минерального базового масла зависит,
в основном, от природы перерабатываемой нефти. Наиболее благоприятным
сырьем для получения основы моторных масел являются нефти парафинового
основания.
Сырьем для производства минеральных базовых масел является мазут —
остаток перегонки нефти при атмосферном давлении. В результате вакуумной
перегонки мазута получают несколько масляных дистиллятов различной
вязкости, а в остатке — гудрон, из которого производят наиболее вязкие
остаточные базовые масла.
Синтетические базовые масла разделяют на углеводородные
(полиальфаолефины и алкилбензолы) и не углеводородные (эфиры
двухосновных кислот, сложные эфиры многоатомных спиртов). В составах
моторных масел синтетические базовые компоненты нередко комбинируют,
чтобы получить наибольший положительный эффект и нивелировать те или
иные недостатки одного из компонентов.
Полусинтетические масла получают смешением высококачественных
минеральных базовых масел с синтетическими. По сравнению
с синтетическими, эти масла имеют значительно низшую стоимость, в них
устранены недостатки синтетических масел, но во многом сохранены
их преимущества.
Другое направление получения моторных масел, свойства которых близки
к свойствам синтетических — это применение в качестве основы продуктов
глубокого гидрокрекинга и гидроизомеризации.
Присадки — это синтетические химические соединения, которые влияют
на физические свойства базовых масел или оказывают на них химический
эффект. На рынок чаще всего поставляются композиции присадок, которые
называются пакетами. Композиции присадок, добавляемых к моторным маслам,
различны в зависимости от назначения и условий применения масел.
Количество добавляемых присадок может составлять от нескольких процентов
до 25-30% готового масла.